Туристические объекты
Музей узкоколейной техники станции «Тумская»
« Назад01.01.2017

Дороги узкоколейного типа начали строить в России в конце XIX века — они были дешевле в постройке и эксплуатации по сравнению с железными дорогами стандартной ширины. Меньшие размеры локомотивов и вагонов позволяли строить более легкие мосты через ручьи и реки. Многие километры узкоколейных дорог были проложены по труднодоступным лесам Мещеры для вывоза древесины и торфа.
Юркие паровозики, будто упряжка рабочих лошадок, тянули сквозь февральскую стужу, сквозь разлившиеся по весне болота составы, груженные заготовленной древесиной, поезда с рабочими и их озорными детьми. Но рано или поздно каждый поезд приходит на конечную станцию...
Так случилось и с узкоколейной железной дорогой в Рязанской области. До последних лет в регионе существовала узкоколейная пассажирская ветка Тума – Голованова Дача, но сегодня эту железную дорогу разобрали. Экономическая нецелесообразность эксплуатации и содержания подвижного состава сказали свое веское слово. К счастью, узкоколейка не исчезла без следа — мы учимся ценить наше прошлое, не только искать в нем плохое, но и собирать в единую мозаику наши замечательные подвиги, открытия и изобретения.
В рабочем поселке Тума на станции Тумская руководство «Горьковской железной дороги» создало небольшой музей узкоколейной техники под открытым небом.
Здесь представлены пассажирский вагон, вагон-платформа, путевой снегоочиститель, тепловоз ТУ-А7. Неплохая сохранность каждого экспоната и сопроводительные пояснительные таблички вполне позволяют не только набраться впечатлений, но и получить элементарные знания о нашем железнодорожном прошлом.
ТУ-А7 (дата выпуска — июнь 1987) — тепловоз советского, позднее — российского производства, спроектированный для узкоколейных дорог (собственно аббревиатура ТУ расшифровывается не иначе как «тепловоз узкоколейный») в 1971-1972 годах на Камбарском машиностроительном заводе (Удмуртия) для замены устаревших моделей ТУ-2 и ТУ-4. Всего была выпущена 3 361 подобная машина.
По причине ликвидации узкоколейного подвижного состава во многих регионах и из-за экономической нестабильности страны в начале девяностых выпуск тепловозов в 1994 году был прекращен. Однако, спустя десять лет производство ТУ-А7 возобновили. Интерес к подвижному составу такого формата стали проявлять набирающие популярность детские железные дороги. Вероятнее всего, последний на сегодняшний день тепловоз ТУ-А7 был произведен летом 2009 года для Хабаровской детской железной дороги.
Удивительно, но последний рестайлинг или, если хотите, модернизацию тепловоз прошел еще в 1986 году и до настоящего времени выпускался без существенных изменений. Модель оказалась очень удачной и до сих пор радует пользователей железных дорог в других регионах.
Окна тумского тепловоза-экспоната зашиты металлическими листами (может, так оно и лучше), и заглянуть в кабину не получится, поэтому расскажем в нескольких словах о внутреннем убранстве ТУ-А7. В кабине машинистов расположены два абсолютно одинаковых пульта управления и удобные сидения, регулируемые по высоте. Конструкция салона предусматривала перемещение сидений вдоль кабины.
Снегоочиститель плужный СО 750 (дата выпуска — 1956 год) предназначен, как нетрудно догадаться, для очистки путей от снега или отвалов торфа, который в огромном количестве перевозили когда-то узкоколейные составы. Выпускался на том же Камбарском машиностроительном заводе исключительно с деревянным кузовом, с ручным приводом и печкой-буржуйкой для обогревания дорожных рабочих в холодные месяцы. Снегоочистители позволяли пробиваться сквозь снег глубиной до 1,5 метров.
Классный вагон (дата выпуска — март 1991) — четырехосный пассажирский вагон для железных дорог с колеей 750 миллиметров, где в качестве несущей конструкции используется сам корпус вагона. Выпускались с 1955 года на Демиховском вагоностроительном заводе (Орехово-Зуево). В настоящее время пассажирские вагоны такого типа выпускаются на Камбарском машиностроительном заводе ограниченными партиями, опять-таки преимущественно для нужд детских железных дорог. Оборудованы они, как и их старшие собратья (вагоны для широких железных дорог), ручным и автоматическим тормозами, санузлом и отопительной системой.
В вагоне 40 посадочных мест, хотя максимальная его вместимость, согласно паспортной документации, с учетом стоячих мест доведена до 96 пассажиров. Правда, те, кто пользовался в свое время узкоколейными вагонами, сильно сомневаются, что в небольшое внутреннее пространство пассажирского вагона можно «впихнуть» добрую сотню человек.
Производство не ограничивалось выпуском стандартных сидячих вагонов — на заводе в Подмосковье были разработаны несколько специализированных вариантов: вагон — медицинский кабинет, вагон-столовая, вагон — механическая мастерская, вагон для отдыха персонала, представительский вагон.
Музей узкоколейной техники станции «Тумская». Координаты: 55.145191, 40.547184
Россия, Рязанская обл., Клепиковский р-н, Тума пос., ул. Вокзальная